Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 02.02.2023, 15:37 |
МБОУ "Яманская ООШ"
|
|
Приветствую Вас Гость |
|
Положение о школьной библиотеке1. Общие положения.1.1. Библиотека является структурным подразделением МБОУ Яманская средняя общеобразовательная школа (далее - общеобразовательное учреждение), участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. 1.2. Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения отражается в уставе общеобразовательного учреждения. 1.3. Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся к целям общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. 1.4. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями. Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке, утвержденным директором общеобразовательного учреждения. 1.5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и Правилами пользования библиотекой. 1.7. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки. 1.8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно - гигиеническими требованиями. 2. Основные задачи. 2.1. Основными задачами библиотеки являются: а) обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждениях на различных носителях; б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала: в) формирование навыков независимого библиотечной пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации; г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов формирование комфортной библиотечной среды. 3. Основные функции. 3.1. Для реализации основных задач библиотека: а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения: •комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет базами и банками данных других учреждений и организаций; • аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.); • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов. • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги, картотеки, электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения. • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры); • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей: • создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения); • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления; • содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающегося; • руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня. г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников; • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; • содействует профессиональной компетенции, повышенно квалификации, проведению аттестации; • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом; д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей обучающихся; • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. 4. Организация деятельности библиотеки. 4.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебными воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки. 4.2. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку в пределах выделяемых средств: • гарантированным финансированием комплектования учебно-библиотечных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно); • необходимым служебным помещением в соответствии со структурой библиотеки и в соответствии с положениями СанПиН; • библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 4.3. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности оборудования и имущества библиотеки. 4.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы. 4.5. Режим работы библиотеки составляется библиотекарем и утверждается директором школы в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. 5. Управление. Штаты. 5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения. 5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы. 5.3. Руководство школьной библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного учреждения. 5.4. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором школы, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения. 5.5. Библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю учреждения на утверждение следующие документы: • положение о библиотеке, • правила пользования библиотекой; • планово-отчетную документацию; 5.6. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе. 6. Права и обязанности библиотеки. 6.1. Работник библиотеки имеет право: а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания; б) определять и рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов; в) участвовать в управлении общеобразовательного учреждения в порядке, определяемом уставом этого учреждения. г) иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными актами д) быть представленным к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия; е)на поддержку со стороны региональных органов образования и администрации школы в деле организации повышения квалификации работников библиотек, создания необходимых условий для их самообразования, а также для обеспечения их участия в работе методических объединений библиотечных работников в научных конференциях, совещаниях и семинарах по вопросам библиотечно-информационной работы. 6.2. Работник библиотеки обязан: а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг и составе библиотечного фонда; в) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; г) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; д) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; е) обеспечивать режим работы школьной библиотеки в соответствии с работой общеобразовательного учреждения; ж) отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения; з) повышать квалификацию; 7. Права и обязанности пользователей библиотеки. 7.1. Пользователи библиотеки имеют право: а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсов и предоставляемых библиотекой услугах; б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации; д) продлевать срок пользования документами; е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; з) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы. 7.2. Пользователи библиотеки обязаны: а) соблюдать правила пользования библиотекой; б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страницы, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентаря; в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; д) вред, причиненный печатным изданиям школьной библиотеки, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред; е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение составляют обучающиеся 1-2 классов); ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки; з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении. 7.3. Порядок пользования школьной библиотекой: а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту; б) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 7.4. Порядок пользования абонементом: а) максимальные сроки пользования документами: - учебники, учебные пособия - учебный год; -научно-популярная, познавательная, художественная литература - 15 дней. -издания повышенного спроса- 1-3 дня; б) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 7.5. Порядок пользования читальным залом: а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются, документы на электронных носителях выдают на руки только учителям; б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале. |
|
Яманская ООШ © 2023 |