Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 02.02.2023, 16:48 |
МБОУ "Яманская ООШ"
|
|
Приветствую Вас Гость |
|
Методическая разработка урока в 9 классе по теме: "Уголь России - настоящее, прошлое, будущее"Методическая разработка урока проблемного обучения в 9 классе: Уголь России: прошлое, настоящее, будущее. Аннотация. Урок «Уголь России: прошлое, настоящее, будущее» проводится в 9 классе при изучении раздела «Общая характеристика хозяйства. География промышленности» По типу это урок изучения нового материала. На уроке используются следующие образовательные технологии: проблемного обучения, информационно-коммуникационные, развития критического мышления (рефлексия), тестовой проверки знаний. Урок направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний на основе интеграции географии с другими предметами: историей, химией, биологией, экологией. Такое содержание урока способствует развитию творческой и самостоятельно мыслящей личности, умеющей критически и всесторонне оценивать окружающий мир и преобразовывать его. Цель урока: Сформировать систему знаний об угле и угольной промышленности России. Образовательная: Сформировать знания об истории угольной промышленности, химическом составе угля, его происхождении, особенностях угольной промышленности и её размещении на территории страны. Воспитательная: Способствовать экологическому воспитанию на основе изучения экологических проблем угольной промышленности. Развивающая: Развивать мышление на основе установления причинно-следственных связей, анализа статистического материала и карт. Оборудование и оформление: карта «Топливная промышленность», коллекция угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит; таблица «Способы добычи угля», мультимедийная презентация, справочные материалы, рабочие листы к уроку, калькуляторы, простые карандаши, ручки. Домашнее задание: параграф 28, дать характеристику одному бассейну (по выбору) __________________________________________________________________________
Ход урока. Оргмомент. Перед уроком раздать рабочие листы, справочные материалы, образцы торфа, трёх видов угля, графита. Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята. Героем урока географии сегодня будет вот этот невзрачный кусок горной породы (показывает кусок угля). И если вы его узнали, назовите. (ответы учащихся) (слайд №1) Мы исследуем сегодня уголь с самых разных точек зрения. Для исследования вам понадобятся справочные материалы, которые лежат у вас на столах. Результаты работы вы занесёте в рабочие листы урока. Познакомьтесь, пожалуйста, с ними и определите, что мы сможем сегодня узнать.(ответы учащихся) Каждый из вас пришёл на урок со своим настроением. На ваших столах лежат рабочие листы урока. На этих листах изображения лиц. Выберите то, которое выражает ваше отношение к предстоящему уроку и пометьте его. А теперь начнём. Уголь с точки зрения истории (слайд №2) Ученик выступает с кратким сообщением: История добычи угля в России начинается с Петра 1. Пётр 1 впервые познакомился с углём в 1696 году, возвращаясь из первого Азовского похода. Во время отдыха на берегу Кальмиуса царю показали кусок чёрного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», - сказал Пётр 1. Рудознавец крепостной крестьянин Григорий Капустин в 1721 году открыл каменный уголь близ притока Северского Донца – реки Курдючьей и доказал его пригодность для использования в кузнечном и железоделательном производствах. В декабре 1722 Пётр 1 именным указом послал Капустина за пробами угля, а затем было предписано снаряжение специальных экспедиций для разведки угля и руды. Учитель. Прав ли был ПётрI, говоря о пользе угля для потомков? Какое значение имеет уголь сейчас? (ответы учащихся) Уголь используется как энергетическое топливо для электростанций, промышленности, технологическое топливо для чёрной металлургии и сырьё для химической промышленности. Уголь был главным видом топлива в первой половине XX века, в настоящее время он уступил лидерство нефти и газу. Доля его в топливном балансе страны в 50-е годы составляла 59 %, а сейчас 18%. Отметьте в рабочих листах основные мысли Уголь с точки зрения химии(слайд №3) Учитель. Вы видите на слайде и у себя на столе образцы горных пород. Что между ними общего?( ответы и рассуждения учащихся). Все эти предметы содержат химический элемент углерод. Алмаз и графит – это чистый углерод, а некоторые угли – антрациты – содержат до 98% углерода, остальные угли и торф - гораздо меньше. Уголь представляет собой смесь органических соединений с высокой долей углерода, а также воды и летучих веществ. В угле имеются минеральные примеси, некоторые при сгорании с дымом уходят в атмосферу, другие образуют золу. Чем больше примесей, тем больше золы. Обратите внимание на рабочий лист.
Уголь с точки зрения биологии. (слайд №4) Учитель.А какое отношение уголь имеет к биологии? (ответы учащихся). Уголь – это солнечные консервы, созданные для нас растениями. В процессе фотосинтеза они запасали энергию, создавая соединения углерода. На уроках биологии вы, наверно, уже узнали, когда жили эти растения и как они называются? (ответы учащихся) А жили они на Земле в каменноугольном периоде палеозойской эры – это древовидные хвощи, плауны, папоротники и первые голосеменные. Занесите это в рабочие листы.
Уголь с точки зрения геологии.(слайд №5) Ученик выступает с сообщением. Из растительных осадков в болотах постепенно образуется торф. Так происходило и миллионы лет назад. Когда растения оказались погребёнными под слоем осадков без доступа кислорода, они постепенно уплотнились, торф превратился в бурый уголь. Прошли ещё миллионы лет. Уголь оказался под огромной толщей пород. Здесь господствовали давление и жара, бурый уголь чернел, становился крепким, как камень, из него уходили остатки воды, углекислый газ, водород и кислород. Теперь он стал каменным углём, затем блестящим антрацитом. Иногда в район месторождения угля внедрялись магматические расплавы. Они создавали большие давления и температуру и заново переделывали осадочные полезные ископаемые. Происходила метаморфизация – превращение. Уголь превращался в графит. Это интересно: существует ещё один очень редкий вид угля – гагат, он отличается замечательным блеском и использовался прежде для изготовления ювелирных украшений. Учитель. Положите эти породы в порядке их образования. Интересная получилась семья, ведь все они родственники. А теперь отделим крайних родственников и оставим только уголь. У нас осталось три образца - это три вида угля: бурый, каменный и антрацит. Отметьте это в своих рабочих листах.
Уголь с точки зрения технологии (слайд №6) Учитель.Уголь можно добывать двумя способами: открытым и закрытым. Открытый или карьерный способ применяют, если пласты угля залегают неглубоко - не глубже 100 м. Верхний слой - почву, глину, песок – отодвигают в сторону и сбрасывают в отвал, начинают добычу экскаваторами, вывозят самосвалами или строят специальную железную дорогу. Угольные карьеры называют разрезами. (работа с таблицей «Способы добычи угля») Если уголь залегает глубоко (смена картинки на слайде), строят шахту, в которой ведут подземную добычу. Самые глубокие шахты России ведут добычу угля до глубины 1200 м. Шахта начинается с глубокого колодца или наклонного тоннеля – ствола. От ствола в разные стороны отходят подземные коридоры – штреки, в них уложены рельсы или конвейеры. В конце штрека находится забой, на угольных шахтах забои называют лавами. Здесь и идёт добыча угля. Уголь поднимают на-гора, то есть на поверхность. Его обогащают, а пустую породу складывают в терриконы. Занесите информацию в рабочие листы. Уголь с точки зрения экологии.(слайд 7) И вот сейчас настало время соотнести уголь с экологией. Какие экологические проблемы вы заметили?(ответы учащихся) Уничтожение плодородного слоя, отвалы, терриконы, загрязнение воздуха при сгорании угля. Зафиксируем эти мысли.
Уголь с точки статистики (слайд 8) мы выразим в цифрах. Перед вами лежат справочные статистические материалы. О чем нам могут рассказать сухие цифры этих таблиц и диаграмм. Первый ряд работает с таблицей 1, второй с таблицей 2. Учащиеся определяют, что Россия занимает 3 место в мире по запасам – 202 млрд т, в 2002 - 5 место в мире по добыче, Что можно узнать по диаграмме? Работа с диаграммой. (ответы учащихся) Верно, добыча угля растёт, но ещё не достигла уровня 90-го года, в 2006 году составила 310 млн т. Отметьте это в рабочих листах.
Уголь с точки зрения географии– это ответ на вопрос «где?»: где залегает уголь и где его добывают. Работа с картой «Месторождения угля» (слайд 9) Запасы угля в России размещены крайне неравномерно. Более 90% приходится на ещё недостаточно освоенные районы Сибири и Дальнего Востока. В России более 200 месторождений угля, их скопления образуют угольные бассейны. Покажите на карте известные вам угольные бассейны. Работа с настенной картой. Работа с диаграммой. «Запасы угля» (Слайд 10) Используя данные диаграммы, назовите угольные бассейны в порядке убывания запасов. (ответы учащихся) Тунгусский. Ленский Кузбасс Канско-Ачинский Печорский Иркутский(Черемховский) Российский Донбасс Южно-Якутский. Но география добычи угля не совпадает с географией запасов. Работа с картой «Основные районы добычи угля» (слайд 11) Определите, какие угольные бассейны играют главную роль в промышленности страны.(Ответы учащихся) Кузбасс Канско-Ачинский Печорский Вторыми по значению являются Южно –Якутский Российский Донбасс Черемховский Остальные бассейны имеют местное значение. Отметьте главные бассейны на контурной карте в рабочих листах. Важнейшие угольные бассейны страны существенно отличаются по своим характеристикам. Используя справочные материалы и текст учебника, сравним бассейны. Работа с таблицей 4 Какой бассейн лидирует по добыче? Где добычу угля ведут открытым способом? Угли какого бассейна являются лучшими по качеству? Где добыча угля имеет самую низкую себестоимость? Уголь с точки зрения будущего (Слайд 12). Мы уже говорили о том, что роль угля в топливном балансе страны снижается. А есть ли у угля будущее? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём небольшое исследование. Обратите внимание на слайд, эти же данные у вас есть в таблице 3.Работа с таблицей 3. Какие сведения мы можем получить из этой таблицы? Запасы и добычу нефти, угля и газа. Что мы можем узнать нового, используя эти данные? Определить, на сколько лет хватит этих ресурсов. Разделимся на три группы и посчитаем, на сколько лет их хватит. Учащиеся делают расчёты, а затем формулируют выводы. При современном уровне добычи нефти хватит на 42 года, газа на 73, угля на 651, в будущем уголь может стать главным топливом. Итог урока Выполнение теста самоконтроля. Проверка выполнения(слайд 13) Если ваши ответы:1.3; 2.1; 3.3; 4.2; 5.1, то вы хорошо усвоили тему, если допустили ошибки, следует поработать дома и всё получится. Домашнее задание: параграф 28, дать характеристику угольному бассейну по выбору. Рефлексия. А теперь вернёмся к вашему настроению. Какое лицо вы бы выбрали сейчас? С какими мыслями вы покинете этот урок?
Тест к уроку «Уголь России» 1.Какой из бассейнов является лидирующим по объёмам добычи каменного угля? 1.Канско-Ачинский 2.Донбасс 3.Кузбасс 4.Печорский 2.Какой из перечисленных бассейнов является буроугольным? 1.Канско-Ачинский 2.Донбасс 3.Кузбасс 4.Печорский 3.В каком из бассейнов добыча ведётся преимущественно открытым способом? 1.Подмосковный 2.Кузбасс 3.Канско-Ачинский 4.Печорский 4.Самые крупные общие запасы угля имеет бассейн 1.Ленский 2. Тунгусский 3.Кузнецкий 4.Канско-Ачинский 5.В каком из бассейнов добывается дешёвый уголь низкого качества? 1.Канско-Ачинский 2.Донбасс 3.Кузбасс 4.Печорский
|
|
Яманская ООШ © 2023 |